В Крыму исследуют уникальный древний могильник с кремациями
Одна из экспедиций — традиционная Опушкинская археологическая экспедиция, подготовка к которой уже завершается. Выезд запланирован на 25 июня.
«Это база практики студентов первого курса исторического факультета Крымского федерального университета. Мы планируем открыть довольно большую площадь, новые участки памятника. С 2003 года мы исследуем этот могильник с перерывами, а с 2016 года — ежегодно», — уточнила Анастасия Стоянова.
Главной же научной сенсацией текущего сезона может стать другой объект — могильник Тимир-Чаир, расположенный недалеко от посёлка Научный в Бахчисарайском районе.
«Мы в некотором смысле исследуем такой уникальный памятник для Крыма. Уникален он тем, что переворачивает некоторые наши знания об истории Крыма рубежа эры — первых поколений нашей эры», — пояснила археолог.
Памятник был впервые открыт в конце 2023 года и тогда же был поставлен на многособственный учёт. В этом году под руководством Стояновой проводятся первые масштабные раскопки.
«Один квадрат 5 на 5 метров, то есть 25 квадратных метров, вроде бы небольшая площадь, но на этом квадрате выявлено почти 50 погребальных сооружений», — отметила она.
По словам исследователя, основная специфика этого памятника — кремационные захоронения. Для Крыма это необычно, особенно на фоне других известных погребальных комплексов того же времени.«Если мы когда говорим о населении предгорного, горного Крыма первых веков нашей эры, в частности, вот Опушкинский могильник — яркая этому иллюстрация — это в основном ингумационные погребения, которые связываются со скифо-сарманским населением, которые вообще не знали обряда кремации. То здесь мы видим, что в Горном Крыму, на главной гряде Крымских гор, в это же время проживало какое-то непонятное пока нам население, которое использовало обряд кремации», — подчеркнула Стоянова. - «Своих умерших они сжигали, прах помещали в урны, и эти урны закапывали в землю».
Археолог подчёркивает: находки не связаны с античным населением полуострова.«Может быть, было бы очень соблазнительно протянуть ниточку от римлян, но это однозначно не античные, то есть не те люди, которые — не жители Херсонесса, ни римляне, ни греки, потому что это очень далеко от Херсонесса, это горы, куда, в общем-то, жители приморских городов не сильно-то забирались. Но мы пока не знаем, что это за люди».
Наиболее близкий аналог в письменных источниках — скифотавры, загадочные варварские племена, упоминаемые в связи с Крымом времён римского влияния.
«Со скифами понятно, это Неаполь Скифский, подобные ему памятники, могильники. С таврами тоже вроде бы понятно — это каменные ящики, которых довольно много и в Горном Крыму, и на ЮБК. И здесь получается, что где-то между ними проживают какие-то коллективы, которые хоронят не так и не так, а по-своему. Что это за коллективы, откуда они взялись, как они жили, где они жили — мы пока ничего не знаем».
Раскопки, несмотря на ограниченные масштабы, могут дать ценные сведения.
«Не факт, что раскопки этого года — небольшие на самом деле — дадут ответ на этот вопрос, но очевидно, они позволят как-то продвинуться в этом направлении», — надеется исследователь.
Стоянова отмечает, что подобные памятники были зафиксированы в Байдарской долине ещё в 2015–2016 годах, но нынешний объект имеет большую площадь и хорошую сохранность.
Читайте новости Крыма первыми в нашем Telegram-канале.


